
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Основная общеобразовательная школа № 6 с. Каменка Красноармейского района
Саратовской области»
412 845 Саратовская область Красноармейский район с. Каменка, ул. Советская, 27
Тел/Факс: (84550) 35242 E-mail: krassclkamenka@yandex.ru
От 22.11.2023 г. № 67
Тема мероприятия для начальных классов: «Безопасность на льду».
Цели:
- совершенствовать навыки учащихся безопасного поведения на водоёмах;
- раскрыть причины несчастных случаев на льду;
- дать представление о действиях в опасных ситуациях; воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на водоёмах в разное время года.
Ход.
I. Организационный момент. II. Вступительная беседа.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наестся, не напиться. Смею вам я доложить:
Без неё нельзя прожить! Что особенного в ней?
Сообщение ученика: Вода - самое удивительное и полное тайн вещество. Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдётся.
- - Вспомните тему. («Безопасность на воде»)
- - Объясните, что значит «на воде»? Где это? (На реке, озере, море и т.д.) - Какие ближайшие к нашей школе водоёмы вы знаете?
- (1-2 человека рассказывают правила поведения на воде)
- - Мы повторили правила поведения на воде, но и зимой водоёмы таят опасность.
- - Как вы думаете, какую? (Можно провалиться под лёд.)
- - Что происходит с поверхностью водоёмов с понижением температуры воздуха ниже 0 градусов?
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Как это понять? (здесь говорится о трёх состояниях воды).
- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (зимой - снег, лёд).
III. Сообщение темы. Работа по теме.
- Итак, догадайтесь, какой же будет тема нашего сегодняшнего занятия? («Безопасность поведения на льду»)
Прочность льда - Мы уже сегодня говорили, что вода в твёрдом состоянии - это лёд. Скоро зима. Наши речки, водоёмы покроются льдом. Наверное, многие из вас любят зимой кататься на коньках. Существуют правила безопасности на льду.
- Какие правила вы знаете?
- Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным (выдерживающим вес человека), если его толщина не меньше 10 см.
- Возьмите линейку. Отмерьте пальчиками 10 см. Посмотрите и запомните, какой должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного человека.
- Для группы людей или для устройства катка безопасен лёд толщиной не менее 15 см. Отмерьте на линейке. Посмотрите, какая это толщина.
- Но ведь мы не носим с собой линейку! Как же быть? Оказывается, можно определить толщину льда и без линейки!
(На доске вывешены карточки.)
|
Толстый, прочный лёд имеет синеватый или
зеленоватый оттенки.
Тонкий и ненадёжный лёд имеет матово-белый или желтоватый оттенки.
- Какой лёд считается непрочным?
Наиболее опасные места
- Но даже в крепкие морозы на водоёмах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?
(Сначала выслушать несколько предположений детей, а затем они подходят к доске, на которую прикреплены перевёрнутые карточки с правилами, переворачивают их и читают вслух.)
-
- Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев.
- Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.
- Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.
- Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.
- Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.
В тех местах, где бьют ключи,
И бегут в реку ручьи, Или где стоит завод -
Значит, там непрочен лёд.
- Так что же получается, что зимой по льду лучше вообще не ходить? - Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять!
Правила передвижения по льду.
1. Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.
- Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)
- Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.
- Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам.
Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.
-На что это похоже?
-
- Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. – Почему? (Давление на лёд меньше.)
А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.
-
- При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.
Способы самоспасения
-
- Нельзя поддаваться панике.
- Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.
- Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен.
Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.
Правила оказания помощи провалившемуся под лёд.
- Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идёте на помощь.
- Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти на ней.
- Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь подать тонущему руку, то лёд обязательно обломится и вы тоже окажетесь в воде!
Лёд выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.
- Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, верёвку. Можно использовать крепко связанные шарфы.
- Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и подползти к полынье.
- Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзает, а намокшая одежда не даёт ему долго держаться на воде.
- Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.
Присутствовало 15 обучающихся.
Социальный педагог Гордеева О.Д.