МБОУ «ООШ № 6 с. Каменка»
Село Каменка, Красноармейский район, Саратовская область
  • «Патриотизм – это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны»

    «Патриотизм – это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны»
    «Патриотизм – это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны».

    «Всяческое беззаветное служение

    на благо и на силу Отечества

    должно быть мерилом жизненного смысла»

                                             М.В.Ломоносов

    «Патриотизм – это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны», - говорил Патриарх

    Алексий II. Православие – это живое прошлое, настоящее и будущее русского народа. Оно представлено в каждой клеточке его жизни, в образах лучших сынов нашего народа: писателей, художников, государственных деятелей, мыслителей и творцов, воинов и простых тружеников.

    Именно с православием, с традициями православной культуры в русском национальном самосознании сливается главная составляющая личности – чувство патриотизма как готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради Родины. «Положить жизнь за Отечество» - главенствующий призыв лучших творений русского искусства, перекликающийся с Евангелием от Иоанна: «Нет больше той любви как если кто положит душу свою за друзей своих». Патриарх Алексий оставил нам наказ: « Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны». 

     

    И если главная задача нашего народа – созидание собственной страны, то главная задача учительства – патриотическое, духовно-нравственное воспитание наших детей.

    На протяжении десятков веков русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сегодняшний день остаются лицом истории нашего Отечества приняли христианство в 988 году, верили в Бога и почитали его. Такая вера давала возможность человеку быть добрее, чище, терпеливее, ценить историю своих предков, беречь святыни родной земли, понимать, что ты очень счастливый человек — можешь гордиться славной культурой и историей своего Отечества.

    Ведя уроки по Православной культуре в школе, учитель должен помнить и подчеркивать на уроках, что быть духовно богатым - это значит видеть в Боге источник нравственных ориентиров, моральных ценностей, смысловых и целевых установок человека и, в конечном смысле, источник самой жизни.

    К области духовная культура относятся понятия: «Отечество», «Родина». Чтобы воспитать настоящего патриота своего Отечества, надо на уроках знакомить учащихся с деятелями культуры, просвещения, героями Отечества, с традициями и обычаями своих предков. Современное падение нравов и есть следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Если мы хотим достойного будущего для подрастающего поколения, необходимо вернуться к своим истокам, рассказывать — чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям, к краю, где мы живем.

    В русской православной культуре сложились замечательные традиции. На протяжении многих веков Православие формировало духовность русских людей, определяла идеалы и традиции их жизни. Влияние христианства на духовный мир русских людей побуждало их совершать героические поступки, писать и рисовать выдающиеся произведения, которые прославляли Отечество.

    Таковыми являлись деятели русской культуры: Пушкин А. С., Лермонтов М. Ю., Тютчев Ф. И., Жуковский В. А., Достоевский Ф. М., Гоголь М. В., Тургенев И. С., Лесков Н. С., Шмилев И. С., композиторы: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. И. Танеев, А. К. Лядов, художники: И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. А. Иванов, В. М и А. М. Васнецовы и многие другие.

    Уроки становятся более интересными, когда сами ученики готовят сообщения о христианах, которые прославляли и почитали Русь: иконописец Андрей Рублев, святые князья Борис и Глеб, святой благоверный Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Сергий благословил князя Дмитрия на битву с татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году. Он учил князя молитвой к Богу побеждать страх перед врагами. А затем призвал к себе двух монахов лавры Пересвета и Ослабю, сказав им: «Дети мои, оба вы в мирской жизни знали военное дело. Возьмите в руки оружие и будьте вместо меня на поле Куликовом под началом князя Дмитрия. Но не в мечах ваша ратная сила. Силой духа вашего вы сокрушите врагов. Духовной крепостью одолеете ордынцев». А князя благословил и предсказал победу: «Князь, твой долг заботиться о Родине. Бог вручил тебе эту землю. Знай, Мамая ждет гибель, а русское войско — победа!».

    На помощь Великому князю донские казаки принесли с собой икону Божьей Матери, которая осеняла полки в ходе сражения на Куликовом поле. После сражения икону подарили Великому князю в дар. С тех пор она стала именоваться Донской.

    Особое волнение испытывают дети, когда я рассказываю о единоборстве монаха Пересвета и Ордынского великана Челубея. Они радуются, когда Пересвет, его воля русича, его любовь к Родине, благословление Сергия, победил врага, хотя погиб и сам. За все время битвы Сергий Радонежский молился за русских воинов.

    Здесь надо обратить внимание учащихся на тесную связь церкви и народа, которая и привела к победе над Мамаем. Хотя эта победа не освободила Русь от татаро-монгольского ига, но показала народу, что сила не только в оружии, но и в мужественном духе защитников, прибегающих к помощи Бога. Символом русского духа во все времена являлись такие люди, которые сами могли не держать оружие в руках, но держа крест, благословляли на подвиги своих соотечественников. Примером великого патриотизма являются монахи Троице-Сергиевой лавры — архимандрит Дионисий и старец Авраамий Палицын, которые приняли активное участие в борьбе против польских захватчиков, укрепляли русский дух на защиту православной веры и Отечества.

    Память об исторических событиях того времени увековечена в памятниках русской культуры. Чтобы было более понятно все, о чем говорим на уроках, мы совершаем виртуальные экскурсии к памятным местам. Ополчение Минина и Пожарского являются ярким примером патриотизма и мужества. На Красной площади увековечен памятник этим двум героям: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия»

    Когда на уроках говорим о патриотизме, нельзя не сказать об Александре Невском — подвижнике и строители Земли Русской, который встал на спасение Руси. Тяжелое бремя ответственности за Родину и русских людей лежала на его плечах. Не хватало сил у русских сражаться с ханом Батыем, который залил землю русскую кровью христиан. Александр на время смирился перед сильным врагом, дал время Руси для отдыха от смерти и боли, сохраняя при этом христианскую веру. Мудрость и христианское князя позволили спасти русские земли от полного разорения. Но за это время Александр разгромил шведов на реке Неве и рыцарей на Чудском озере. Мы можем привести  огромное количество примеров патриотизма нашего народа. Великая Отечественная война породила новых героев – патриотов, которые, независимо от возраста совершали подвиги во имя своей Родины. В мирное время мы тоже встречаем патриотов своей страны, и дети с восхищением слушают о их подвигах.

    У учителя огромная ответственность в жизни. Общаясь с детьми, мы имеем возможность влиять на их мировоззрение, вести их по жизни и учить самому главному — отделять черное от белого, правильно ценить все хорошее, творить добро. Но без тесного контакта церкви, семьи и школы трудно будет справиться с этой задачей. Когда царит бездуховность, нет идеологии, молодежь идет к безнравственному образу жизни, тленности духовной и физической. Развал семейного очага, вседозволенность и легкая жизнь отодвинули духовные ценности на задний план. Только вмешательство всех звеньев общества могут спасти нашу молодое поколение. Я, как учитель, верю, что в наших детях заложено много хорошего, но делать и творить добро, совершать героические поступки почему-то сегодня не очень в почете.

    «Без духовно-нравственного воспитания мы Россию не спасем», сказал патриарх Алексий второй. Нам надо менять себя, наше отношение к Богу, к церкви, друг к другу. Только тогда мир вокруг нас станет добрее и ярче.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie